Страховой рынок в 2015 году – некоторые итоги
Волков Михаил Юрьевич
Генеральный директор СПАО «Ингосстрах», председатель правления
|
Как Вы оцениваете итоги работы Вашей компании и страхового рынка в целом в 2015 году? Какие тренды ожидаются в 2016 году, и как компании будут адаптироваться к неблагоприятным экономическим условиям?
Совершенно очевидна тенденция консолидации рынка, первая десятка страховщиков собирает все большую долю премий. При этом, по заявлениям представителей Центробанка, около 130 компаний находятся в «красной зоне». Правда, на их долю приходится менее 2% от совокупных сборов. Компаниям такого размера сегодня сложно конкурировать на рынке. «Экономика масштаба» имеет очень серьезное значение, в этом преимущество крупного страховщика по сравнению даже со средними компаниями. Например, в «Ингосстрахе» инвестиционный бюджет на IT-проекты, которые мы сейчас активно развиваем, сравним со сборами такой компании за целый год. Понятно, что технологии высокого качества они себе позволить не могут.
Недавно прозвучало заявление регулятора о том, что у него есть вопросы к 14 из 22 системно значимых страховых компаний. Это повод, чтобы задуматься. В такой ситуации клиенту надо осознанно подходить к выбору страховой компании, потому что у средних и даже у крупных страховщиков потенциально могут быть большие проблемы. Из числа средних уходят с рынка даже те, кто раньше считались очень профессиональными, устойчивыми и надежными. В общем, ситуация непростая, но взятый ЦБ курс на очищение рынка от неустойчивых компаний можно только приветствовать.
В то же время, по финансовым результатам за 2015 год 5-7 крупных компаний заработали большие объемы прибыли (в частности, чистая прибыль «Ингосстраха» за 2015 год составила 12,8 миллиардов рублей). Я считаю, что заработанная прибыль позволяет компаниям повышать свою финансовую устойчивость. В бюджете на 2016 год мы планируем, как и в предыдущие годы, реинвестировать прибыль.
Страховой бизнес очень специфический: если компания зарабатывает мало или получила убытки, она может сразу попасть в список тех, к кому есть претензии у Центрального банка, в разряд страховщиков, которые потенциально могут не выполнить свои обязательства перед клиентами. Но как только компания получила много прибыли, к ней тут же появляются вопросы – не за счет ли своих клиентов она столько зарабатывает? Наша философия очень проста: мы считаем, что по страховым операциям страховщик должен выходить в ноль, а прибыль зарабатывать за счет инвестиционного дохода. Инвестиционный доход «Ингосстраха» за 2015 год составил 9,5 миллиардов рублей (это на 34 % больше предыдущего года), при этом на долю переоценки валютных активов приходится не более 10-15 % от этой суммы.
Все линии бизнеса, за исключением ДМС, в «Ингострахе» в 2015 году показывали рост и были прибыльными. В рознице была уникальная ситуация: объемы рынка ОСАГО превысили каско. Нарастить сборы страховщикам удалось главным образом за счет повышения тарифов на ОСАГО, а рынок каско упал в связи с катастрофическим падением продаж новых автомобилей – больше чем на треть. Действия Центрального банка по спасению рынка ОСАГО дали свой положительный результат. В этой ситуации мы удвоили свой портфель по ОСАГО и существенно изменили структуру портфеля по каско (свыше 60 % занимают теперь полисы с франшизой). Мы довольны своими результатами в Московском регионе: здесь каждая четвертая машина застрахована в «Ингосстрахе». На 24 % у нас выросли сборы по страхованию имущества физических лиц, и на 2016 год это направление остается одним из приоритетных.
На рынке корпоративного страхования сегодня сложная ситуация, в разных линиях бизнеса наблюдается разнонаправленная динамика. В нашей компании в 2015 году сборы по страхованию имущества юридических лиц без учета космических рисков выросли на 7 %. Наши сборы по страхованию грузов выросли на 23 %, увеличилась и наша доля в этом сегменте, и это несмотря на общее падение объема грузоперевозок из-за кризиса. Мы показали также рост в наших традиционных сегментах – по воздушному транспорту на 75 %, по морскому страхованию на 68 %, в том числе за счет договоров с западными клиентами. Мы по-прежнему остаемся значимым международным игроком в этих линиях бизнеса. Кроме того, на 20 % выросли наши сборы по прочим видам страхования ответственности.
Что касается планирования инвестиционной деятельности, считаю, что в текущей ситуации для страховщиков важно осознанно подходить к соотношению риска и возвратности инвестиций. Я сторонник более консервативной стратегии, хотя сегодня на рынке есть и приверженцы более активного участия страховщиков в экономической жизни страны через инвестиции. Господин Швецов объявлял, что может быть пересмотрен регламент управления активами для страховщиков и снижены лимиты по депозитам – с целью сделать из страхового бизнеса более активного игрока на инвестиционном рынке. Мы умеем зарабатывать на инвестиционном рынке, и если лимиты по депозитам снизят, чтобы мотивировать страховщиков покупать ценные бумаги и вести более рискованную инвестиционную политику, мы сможем работать и с этими инструментами, результаты прошлого года это показали.